Уинстон Леонард Спенсер ЧЕРЧИЛЛЬ
1874-1965
Потомок герцогов Мальборо, появился на свет в родовом замке Бленхейм. Отличался упрямством и самоуверенностью с самого раннего детства. Систематического образования так и не получил, поскольку учился только тому, что ему было интересно (английский язык и литература). Семья решила, что юристом с таким характером Уинстону не стать, и что ему самое место в армии. С трудом, с третьего раза поступив в кавалерийскую школу, он действительно, обнаружил в себе военную «жилку».
В составе гусарского полка участвовал в колониальных экспедициях в Индии и в Судане. Но первую известность лейтенанту Черчиллю принесли не ратные подвиги, а его статьи из районов боевых действий, которые он стал посылать в ведущие английские газеты.
Впрочем, и храбрости ему было не занимать: во время колониальной войны в Южной Африке Уинстон попал в плен к бурам, сумел бежать, и потом долго гордился бурским плакатом о своем розыске и обещанной за его голову наградой (25 фунтов стерлингов).
Вернувшись в метрополию, Черчилль избирает новое поприще, более соответствующее его честолюбию – политику. Со второй попытки, в 1900 году он выигрывает выборы в одном из округов и становится депутатом Палаты общин. Энергия, хватка, ораторский дар молодого политика скоро были замечены, но карьере Черчилля очень мешал резкий, неуживчивый характер, редкое умение наживать себе врагов и недоброжелателей. Не отличала его и партийная дисциплина – сэр Уинстон всегда был «сам по себе».
В правительство Черчилль впервые вошел в 1911 году руководителем военно-морского ведомства. Во время I Мировой войны после провала десантной операции союзников в Дарданеллах последовала отставка, недолгое командование батальоном на германском фронте, возвращение в состав Кабинета.
Российский «Октябрь» Черчилль воспринял не только как потерю военного союзника, – он увидел в большевистской революции адское пламя. Он был одним из немногих английских лидеров, кто всерьез пытался оказать действенную помощь «белому» движению. Черчилля бесил «практицизм», которым руководствовались его коллеги в отношениях с Советской Россией – о каких расчетах и выгодах можно тут думать, когда «красная зараза» неостановимо расползается по всему миру! Отныне смысл его политической карьеры определился – принципиальная и последовательная защита западного мира от величайшей опасности тирании, которая начала разрушать самые основы европейской цивилизации.
В политических кругах к Черчиллю относились несколько иронически, считая, что он устарел, что с таким воинственным темпераментом ему надо было бы родиться на несколько веков раньше, в какие-нибудь «рыцарские» времена. Да и карьерные дела были хуже некуда: либеральная партия, в которой он выдвинулся, потеряла популярность у избирателей, и возвратившийся к консерваторам Черчилль должен был все начинать сначала.
А тем временем западные ценности были растоптаны нацистами в самом центре Европы, и Черчилль в бессильной ярости мог только наблюдать за тем, как его правительство идет на все большие компромиссы с Гитлером, как «коричневая зараза» беспрепятственно распространяется по континенту. Но когда джентльмены-«умиротворители» проиграли наглому шулеру Европу, когда над Англией нависла величайшая в ее истории опасность порабощения тиранией, ни у кого не было сомнений, кто должен стать во главе воюющей Империи – Уинстон Леонард Спенсер Черчилль.
Новый премьер-министр сумел поднять на войну и объединить народы Британских островов и доминионов, мобилизовать для мировой схватки ресурсы колоний. Ему удалась и труднейшая задача привлечь к борьбе против нацистского блока Соединенные Штаты Америки. Он дождался решающего столкновения нацистской Германии с коммунистическим СССР и без колебаний пошел на союз со Сталиным против Гитлера. Это обернулось для британского премьера многими нелегкими компромиссами, но, по его убеждению, главная цель войны того стоила.
Едва отгремели последние залпы европейских сражений, большинство английских избирателей посчитали, что в мирные времена военный лидер стране больше не нужен. Но авторитет и влияние Черчилля в западном мире уже не зависели от результатов последних выборов в его стране.
Сталин никогда, даже в годы самого тесного союзничества, не забывал, кто такой Черчилль, но и Черчилль всегда помнил, кто такой Сталин. Отставной британский премьер в первый же послевоенный год бросился на защиту западного мира против опасности советской экспансии с такой же энергией и страстью, как несколько лет назад – против «коричневой чумы». И он добился своего – с политикой «умиротворения» тоталитарного режима было покончено.
В 1951 году консервативной партии удалось выиграть парламентские выборы и Черчилль вновь стать премьер-министром. Но годы брали свое – последние десять лет своей жизни сэр Уинстон провел за письменным столом, за мольбертом (он был очень неплохим художником), в морских путешествиях. Он ушел из жизни самым уважаемым и почитаемым британским деятелем 20 века.